Как провести контроль ценности

Решенческие интервью — это не просто диалог с клиентом. Это инструмент, который позволяет понять, как ваш продукт решает реальные проблемы пользователей, и выявить скрытые боли. В отличие от традиционных опросов, такие интервью фокусируются на действиях и решениях, а не на гипотетических «нравится/не нравится». Рассказываем, как провести их быстро, дёшево и эффективно.
Автор статьи
Телеграм-канал https://t.me/org_dev, сайт https://tarasovkn.ru/
Константин Тарасов

Что такое решенческие интервью

Это метод, при котором вы задаёте клиенту вопросы о его прошлом опыте решения конкретной проблемы. Например:
  • Не «Хотели бы вы...?», а «Как вы в последний раз решали проблему X?»
  • Не «Нравится ли вам...?», а «Какие шаги вы предприняли, чтобы справиться с Y?»

Цель: Узнать, какие действия клиент уже совершал до знакомства с вашим продуктом, какие инструменты использовал и с какими сложностями столкнулся. Это помогает понять, какую реальную ценность вы можете предложить.
Когда проводить решенческие интервью
  • При запуске нового продукта или фичи, чтобы проверить, решает ли он реальную проблему
  • После первых продаж — чтобы понять, за что на самом деле платят клиенты
  • При снижении продаж — чтобы выявить потерянную ценность
  • До масштабирования — чтобы убедиться, что продукт бьёт в настоящую потребность
Подробнее про контроль ценности также рассказал в видео-ролике на сайте.

Что дают бизнесу решенческие интервью

✔ Показывают, какую реальную задачу решает продукт глазами клиента
✔ Помогают уточнить, что воспринимается как ценность, а что — как "ненужная функция"
✔ Выявляют барьеры, сомнения и альтернативы, которые мешают покупке
✔ Позволяют найти точки усиления продукта или сервиса
✔ Улучшают тексты, презентации и офферы на основе живых формулировок клиентов.
Кейс:

Онлайн-школа предлагала образовательные услуги для Junior-программистов. При запуске нового продукта они провели проблемные интервью, определили клиентский сегмент, потребности и проблемы клиентов. Они задумались, что делать дальше. По классике, дальше нужно было делать учебный курс, разрабатывать программу,  записывать видеоролики, делать контент и продавать онлайн систему. На это все бы ушли месяцы работы и миллионы рублей себестоимости. При этом уверенности, что продукт точно купят не было.

Школа решила перед началом работы провести решенческие интервью:
  1. Описали курс на 2 листах формата А4: отразили структуру курса, проблемы клиента, которые он решит, пользу. Получился мини-лендинг.
  2. Начали разговаривать с клиентами о том, купили бы они такой курс.
  3. Получали обратную связь о том, что не устраивает или что нравится клиентам в продукте.
  4. Постоянно улучшали структуру курса на основе полученной информации, делая его более ценным для клиента.
  5. Спустя время получили первую предоплату от клиента, который захотел купить продукт. Это стало начальной точкой. Потом последовали еще несколько клиентов, подтвердивших готовность купить.

В ходе решенческих интервью команда проверила ,по какой цене готовы покупать, сделала предварительную конверсию в продажу, собрала тригерные слова для маркетинга и немного поменяла содержание самого курса. Это сэкономило компании время, силы и ресурсы и помогло запустить курс, который действительно покупали.

Как провести решенческое интервью

  1. Выбери 5–10 клиентов, с которыми уже была продажа, проведены проблемные интервью или была попытка (можно и ушедших).
  2. Подготовь 7–10 открытых вопросов, без маркетинга и продаж — только про опыт клиента.
  3. Опиши или дай попробовать продукт или услугу, которую хочешь продать.
  4. Проведи интервью по Zoom или телефону, записывая дословные фразы и эмоции.
  5. Сделай расшифровку и выдели инсайты — что было важно, что мешало, что вызвало сомнения.
  6. Передай инсайты в маркетинг, продукт и продажи — это их топливо.
Примеры вопросов для решенческого интервью
  • Расскажите, как вы поняли, что вам вообще нужно искать решение этой задачи?
  • Какие альтернативы вы рассматривали?
  • Как продукт может решить вашу проблему?
  • Какая цена соответствует выгоде?
  • Какое улучшение было бы для вас ценным?
  • Были ли у вас сомнения перед покупкой?
  • Что для вас оказалось самым полезным в нашем продукте?
  • Что оказалось бесполезным или непонятным?
Шаблон решенческого интервью
Таблица для решенческих интервью
Промпт для ИИ по проведению решенческих интервью
Проанализируй данные интервью с клиентами и выдели ключевые инсайты для улучшения продукта.

Шаги:
  1. Сгруппируй ответы по темам: проблемы, действия, боли, ожидания.
  2. Определи повторяющиеся паттерны и аномалии.
  3. Сформулируй 3-5 рекомендаций по улучшению продукта/услуги.
  4. Предложи, как усилить ценностное предложение на основе инсайтов.
Данные для анализа:
[Вставь расшифровки интервью или ключевые цитаты клиентов]
Формат вывода:
  • Проблемы: [...]
  • Действия клиентов: [...]
  • Основные боли: [...]
  • Рекомендации: [...]
Пример из практики
Dropbox
Перед запуском команда провела сотни интервью, чтобы выяснить, как люди хранят и передают файлы. Оказалось, что многие используют флешки и постоянно теряют их. Это помогло сформулировать USP: «Ваши файлы всегда под рукой — без флешек и нервов».

Airbnb
Основатели лично общались с первыми пользователями, чтобы понять, почему они сдают жилье. Выяснилось, что многие хотели покрыть ипотеку или найти альтернативу отелям. Это легло в основу позиционирования.
Что делать прямо сейчас
1️⃣ Составить список из 5–7 клиентов (лучше — с разным опытом: довольных, ушедших, новых)
2️⃣ Назначить интервью и задать вопросы по сценарию
3️⃣ Зафиксировать ключевые цитаты и барьеры
4️⃣ Сформулировать 3 гипотезы по улучшению ценности или коммуникации
5️⃣ Протестировать их — в тексте, на лендинге, в презентации или в скриптах
Дополнительные инструменты
Customer Journey Map — позволяет сопоставить точки принятия решений с эмоциями клиента.

Value Proposition Canvasпомогает структурировать, какую ценность мы даём и какую боль снимаем.

NPS + комментариивыявляют, как клиенты воспринимают ваш продукт после покупки.

Проблемные интервьюпредшествуют решенческим, фокусируются на боли до покупки.
Как обеспечить много целевых лидов и высокие продажи
Когда вокруг конкуренты предлагают похожий продукт дешевле