Стратегия и стратегирование: как ментор может помочь развитию бизнеса

Это статья - текстовая версия подкаста № 10, в котором мы обсуждали инструменты, которые применяют помогающие специалисты (трекеры, менторы, коучи, консультанты) для помощи своим клиентам-предпринимателям решать задачи, которые возникают при росте бизнеса.

Гость этого подкаста – Нина Хюнен – ментор в EdTech, ex-COO B2B Skyeng, фасилитатор и коуч. В 2016 году пришла в Skyeng в B2B направление и вывела его с точки 0 до оборота в 35 млн. рублей в месяц (более 12 тысяч учеников). Основной ее фокус – это масштабирование бизнеса.


Посмотреть подкаст целиком можно на моем Youtube-канале
Добрый день, Нина. Расскажи пожалуйста про свой путь в менторстве, как ты к этому пришла?

Сам менторский подход у меня проявлялся в достаточно раннем периоде. В 19 лет я стала директором офлайн магазина для печников. Мои сотрудники были намного старше меня, еще и преимущественно мужчины. Я поняла, что мне надо выстраивать отношения таким образом, чтобы я не была начальником с палкой, но при этом люди слушали меня и действовали правильно. Базовое выстраивание партнерской позиции – это присоединение к цели движения, чтобы человек понимал частью чего он является. Конечно, 20 лет назад это была немного нетипичная позиция, поскольку на тот момент лидировало мнение: «Ты должен быть таким руководителем, чтобы если ты уйдёшь бизнес развалился». Я никогда не понимала этого подхода, для меня это означало, что я плохой руководитель, ведь ничего без меня не работает.

Еще одним триггером для моего роста стала работа в Skyeng и их корпоративная культура 16-19 годов. На тот момент там действовала тактика быстрого бега в партнерстве: я, как ментор, вела свою команду, при этом у меня также был наставник-ментор. Наши коммуникации с позиции партнерства приносили свои результаты: кратный рост, повышение эффективности руководителей. И когда уже будучи в Skyeng я стала рассказывать о том, что мы делаем, чем я руководствуюсь при построении бизнеса, ко мне стали приходить запросы на консультации. Так мой подход трансформировался в менторский.

К какому направлению ты бы отнесла свою деятельность: менторство, трекинг или что-то другое?

Мое основное направление деятельности – это ментор. Я веду практику с партнерской позиции. В своей работе использую инструменты трекера, но общий подход называю менторским. На мой взгляд, основное отличие ментора заключается в том, что данный специалист должен обладать опытом ведения своего бизнеса. А для трекера – это необязательно, обычно он обладает достаточным инструментарием, чтобы консультировать компании, намного превышающими его личные достижения в бизнесе.
Слушайте и смотрите полный выпуск
В чем, на твой взгляд, главное отличие между ментором, трекером и другими специалистами?

Я считаю, что для каждой задачи есть свой инструмент. Я никогда не веду одну компанию как ментор и трекер одновременно. Я за осознанный и обдуманный выбор наставника, ведь только осознанная работа может привести к качественным результатам. Здесь важно обозначить основные сферы каждого специалиста:

  • Ментор – это стратегический уровень, когда основной фокус фаундера направлен на выход на стратегию.

  • Трекер – это тактический уровень, помогает не слететь с текущих позиций.

  • Коуч помогает преодолеть барьеры в настоящем, его не интересует прошлое человека.

  • Психолог работает с прошлым: детскими обидами, болезненными реакциями.

  • Бизнес-консультант решает функциональные задачи, например, налаживает управленческий учет.

Использование разных инструментов для решения одной задачи позволяет в короткие сроки добиться кратного роста.

У трекеров есть такая специфика, что мы стараемся не делиться с клиентом экспертизой. Если даже делимся, то возвращаем фаундеру ответственность за решение - что он будет делать. У тебя нет такого наблюдения или какого-то опыта, что вот когда ты делишься экспертизой, она воспринимается негативно, вообще не берется или берется формально?

На самом деле фаундер страшно одинок и когда приходит кто-то умнее, опытнее, он бы рад часть этой ответственности и груза передать. В начале своей работы с предпринимателями я сразу обговариваю два момента:

  • «Если вам нужны готовые советы и ответы – то это не ко мне».

  • «За свой бизнес ответственность несет сам фаундер, я могу помочь ему пройти путь быстрее, избежать каких-то потерь, но идти нужно своими шагами».

Для меня партнерская позиция заключается в том, чтобы не забирать себе роль другого. Я могу предложить несколько способов решения проблемы, при этом предприниматель сам выбирает по какому пути ему идти, приводя аргументы в пользу своей позиции. Лучше предпринимателя про его бизнес никто не знает.
Перед подкастом мы с тобой обсуждали отношения между бизнесом и фаундером, расскажи пожалуйста подробнее в чем они заключаются?

Ко мне на консультацию приходят фаундеры с определенной идеей и, чтобы понять, как ее масштабировать (с точки зрения выгоды, финансов), я начинаю с выяснения отношений между фаундером и его бизнесом. Например, могут быть следующие варианты:

  • бизнес – это «детище» предпринимателя;

  • желание добиться публичности;

  • компания – атрибут доказательства своих возможностей окружению.

Мне важно выстраивать гармоничные отношения между бизнесом и фаундером. Первым делом я спрашиваю про то, какие задачи хочет решить предприниматель при помощи своего бизнеса, что хочет доказать миру. Прояснение целей предпринимателя помогает улучшить его осознанность, понимание того, в какую сторону ему нужно расти и что нужно масштабировать.

А почему, на твой взгляд, важно работать с осознанностью предпринимателя?

Перед подбором инструментария, необходимо понять личные цели предпринимателя и связать с целями бизнеса. Как правило, на вопрос про цели фаундеры начинают теряться, отвечают «заработать денег». Мы начинаем распутывать этот клубок, работаем с сопротивлением и в итоге выходим к истинным желаниям предпринимателя. На мой взгляд, важно выстраивать искренние отношения, поскольку именно фаундер является базовой энергетической структурой своей компании, от его энергии зависит многое: работа команды, достижение целей.

Вот этот метод, который ты сейчас описала, это какой-то инструмент или это твой подход в работе?

Я не знаю можно ли это назвать инструментом. Я считаю, что бизнес - это марафон. Поднимаясь на одну гору, мы видим следующую и двигаемся к ней. Этот путь может быть достаточно сложным, предпринимателю и команде может потребоваться подзарядка, например, это может быть движение к вехам и празднование каких-то побед (первые 1000 клиентов или что-то другое). Рефлексия очень важная часть работы в задачах масштабирования и развития.

Какую долю в работе ментора занимает стратегия? Что такое СЕО-стратегия?

Мне кажется, что основная задача ментора как раз поднять фаундера на уровень стратегии. Большинство фаундеров, которые приходят в менторинг, сильно погрязли в операционке. Я работаю над тем, чтобы сформировать календарь фаундера так, чтобы он уделял больше внимания стратегии.

Если говорить про сео-стратегию, то это о том, как дойти до успеха быстро. Она предполагает комплексный подход: работу с энергией, головой, инструментами и прочее. По сути, предприниматель может вырасти и сам, но для этого потребуется гораздо больше времени, чем при помощи менторов, трекеров и бизнес-консультантов.

На что обратить внимание трекерам и менторам, когда они помогают предпринимателям кратно расти?

Фаундеры постоянно занимаются операционкой (текучкой): работают с клиентами, обучают новых сотрудников. При этом совершенно не работают над стратегией. Хотя это их основная задача в бизнесе, которую они не могут делегировать. Вот тут как раз приходит на помощь опыт ментора, который проходил этот путь. Он может подсветить какие-то вещи, например, вписать в календарь какие-то задачи по стратегии бизнеса, то есть вытянуть предпринимателя из операционки.

Как, на твой взгляд, должна быть построена стратегическая работа в компании?

Я агент ленивого менеджмента. Мне нравится, когда команда бежит впереди и их не надо подгонять. Для меня эффективная команда – это та, которая разделяет цели, стремления компании. На ранних этапах, когда в команде не более 10 человек, мы при помощи тесной коммуникации налаживаем взаимодействия, но, когда компания преодолевает отметку в 20 человек, эта передача смыслов начинает ухудшаться. Я не верю в стратегические сессии, которые позволяют замотивировать команду, я верю в стратегирование менеджмента. То есть у вас существует собранная стратегия и в процессе регулярного менеджмента вы периодически возвращаетесь к ней, внося какие-то дополнения. В наше турбулентное время пересматривать стратегию нужно гораздо чаще, чем один раз в 1-2 года.

Мы, как трекеры, вообще на каждом трекшн-митинге ненадолго возвращаемся к целям и стратегии бизнеса. Расскажи пожалуйста о том, как ты устраиваешь свою работу по стратегии: это какая-то маленькая сессия на 2 часа раз 3 месяца или что-то другое?

Для меня к стратегированию относятся ежемесячные встречи, где мы рассказываем про движение и делаем стыковку с нашим roadmap (вот это мы сделали, вот такой путь прошли). В данном случае я подразумеваю регулярный менеджмент, интегрированный внутрь компании. Такие встречи важны, чтобы команда понимала путь развития и сохраняла мотивацию. Также раз в полгода мы можем проводить сессии синхронизации, где мы генерируем новые идеи для фокусных проектов, анализируем внешние и внутренние факторы и принимаем решения по актуальности стратегий.

Какие ты можешь подсветить ошибки, которые бывают у предпринимателей, при выходе на стратегический уровень?

Основные ошибки, заблуждения, которые я часто встречаю, это:

  • предприниматель видит точку Б, но не идет к ней в силу разных личных причин. Тут важно работать с "головой" предпринимателя, находить и избавляться от ограничений;

  • фаундер считает, что у него уникальный продукт, способный закрыть потребности всех клиентов. Важно показать предпринимателю широту рынка, дать возможность изучить конкурентов;

  • команда не комплементарна целям бизнеса. Нет понимания того, к чему стремится бизнес. Тут либо предприниматель ждет, пока команда дорастет до поставленных им целей, либо нанимает людей, способных поддержать его;

  • компания является лидером рынка, команда не видит смысла развиваться дальше, главное для них - не лишиться лидерских позиций;

  • невыполнение командой задач, поставленных на встречах. В этом случае мы делаем акцент на фокусировке, то есть делаем фокус на нескольких главных задачах, которые обязательно должны быть выполнены. Рассчитываем, сколько времени нужно для решения этих заданий, проводим промежуточный контроль. Если даже после этого задачи не будут выполнены, мы можем прекратить сотрудничество, поскольку это означает, что клиент не стремится работать;

  • психологический паттерн. Тут я советую работу с психологом.

Еще один такой баг, когда предприниматель перед стартом не анализирует рынок. А потом оказывается, что рынок падающий. И тут возникает выбор: продолжать развиваться на этом рынке или начать делать что-то новое. Тут у меня нет однозначного ответа для предпринимателя, выбор всегда за ним.

И последний на сегодня вопрос, с какими запросами к тебе можно обращаться?

Я, как ментор, работаю с предпринимателями, с оборотами от 6 млн. и с желанием амбициозного роста. Основной фокус работы направлен на гармоничный рост бизнеса даже после прекращения работы со мной.

Также я провожу командные стратегические сессии, когда нужно договориться, синхронизироваться, выбрать фокус и посмотреть путь к этому достижению. Ко мне можно обратиться и как к супервизору, который делиться своим менторским опытом.
Еще больше выпусков
В подкасте мы рассказываем и обсуждаем именно прикладные инструменты, которые слушатель может сразу после подкаста применить в своем бизнесе и улучшить метрики