Коммерциализация разработок в ВУЗе

В современном мире, компании больше заинтересованы в кадрах, имеющих предпринимательское мышление и способных не только выполнять поставленные задачи, но и предлагать стратегически важные идеи. Перед ВУЗами стоит задача по подготовке таких специалистов, с этой целью по всей стране активно запускаются студенческие акселераторы при высших учебных заведениях.

Может ли трекер работать с такими проектами? Как ему монетизировать свою деятельность в этом случае? Об этом и не только недавно говорили с Сергеем Тюльпиным. Здесь приведу краткий пересказ нашего разговора.
Посмотреть подкаст целиком можно на моем Youtube-канале
Привет, Сергей! Расскажи пожалуйста немного про себя и свой профессиональный опыт!

Еще во время обучения в ВУЗе я занимался продажами, развитием бизнеса, проектным управлением. Был руководителем небольшой компании. В 2020 году прошел первое обучение по трекингу и начал развиваться в этой сфере. Участвовал в федеральных проектах по развитию ВУЗов и технологического предпринимательства в стране. Со временем ко мне начали обращаться ВУЗы для консультирования по проведению программ для развития стартапов внутри учебных заведений. У меня появилась команда. Сейчас мы продолжаем заниматься данным направлением. За прошлый год мы помогли провести 6 акселераторов в разных вузах. Также мы занимаемся и другими программами, например, ВКР как стартап-программа (студенту предоставляется возможность защитить диплом в виде бизнес-проекта и стартапа).

В последнее время ВУЗы стали сильно заинтересованы в запуске своих проектов и их коммерциализации, поскольку это позволяет увеличить внебюджетные источники финансирования и повысить конкурентоспособность.

Как, на твой взгляд, устроена система коммерциализации разработок в ВУЗе?

  1. Есть глобальный коллективный стейкхолдер - ВУЗ, задача которого привлекать студентов и инвестиции, создавать инновации.

  2. Государство в лице Министерства промышленности, Министерства экономики, которые заинтересованы в появлении новых компаний, увеличении рабочих мест, суммы налогов.

  3. Государственные структуры, ответственные за развитие технологического предпринимательства (например, агентство стратегических инициатив).

  4. Студенты.

  5. Корпорации, малый и средний бизнес - которым нужны сотрудники с предпринимательским мышлением, нужно производить новые продукты и выходить на новые рынки.

Связующим звеном между этими стейкхолдерами могут являться трекер и другие консультирующие специалисты.
Слушайте и смотрите полный выпуск
А какая задача стоит перед трекером в рамках студенческого акселератора?

Задачи трекера:

  1. направить и сфокусировать команду;

  2. дать студентам навыки, необходимые для запуска стартапа;

  3. помогать выполнять KPI ВУЗа.

Главной проблемой при работе трекера со студентами может стать то, что у них часто нет мотивации и готовности к изменениям. Это связано с тем, что обычно к акселерации привлекают не только людей, которые желают заниматься предпринимательством и у которых есть идеи для стартапа, часто воронка собирается в принудительном порядке, то есть студентам дают проект и заставляют участвовать в акселераторе. Роль трекера в данном случае заключается в том, чтобы довести команду до цели. Бывает так, что через несколько встреч команда начинает понимать суть работы с трекером в акселераторе и они начинают искренне что-то делать, развивать проект, с которым они пришли, до результата.

Какие ниши еще свободны для трекинга вузовских стартапов?

В большинстве ВУЗов есть стартап-студии. На сегодняшний день главная проблема таких студий - отсутствие целеполагания, они не понимают, что они должны сделать и каков их продукт. Они работают с какими-то проектами, но при этом явного результата на данный момент нет. В этом случае на помощь могут прийти трекеры, внешние консультанты, которые могут поделиться экспертизой, рассказать, как работать со стартапами, чтобы довести их до продаж.

Еще одна проблема при работе со студенческими стартапами, где может понадобиться помощь трекера - это разрывы на стыке зон ответственности между разными блоками. Для успешного развития любого бизнеса, в том числе стартапа, важно, чтобы он действовал как система с понятными планами, метриками и ресурсами.

Как ты думаешь, меняется ли тренд на вузовские акселераторы? Станут ли они лучше через 2-3 года?

Я думаю, что да. Во-первых, студенты становятся все более заинтересованными, есть шанс, что на следующий год они уже подойдут к своим проектам более осознанно. Во-вторых, ВУзы меняют подходы к организации акселераторов.

По сути, вузовский акселератор - это нескончаемая воронка: приходят новые студенты с интересными идеями, запускаются новые проекты. Важно лишь уделить время для подготовки студентов и организации работы с ними.

Расскажи пожалуйста еще немного про то, как можно монетизировать связь между трекером и вузовским акселератором?

Трекер может работать со стартап-студиями, проводить трекинг стартапов в рамках данного проекта. Тут могут быть разные варианты взаимодействия, многое зависит от целей трекера.

Начинающие трекеры могут использовать студенческие акселераторы для набора опыта, получения навыков трекинга.

Стоит ли трекеру делать свой акселератор?

Мне кажется трекер может сделать акселератора, если у него есть заказчики и подходящие компетенции. Акселератор - это достаточно сложная система, чтобы она приносил результаты, необходимы компетенции или команда, способная спроектировать эту систему.
Еще больше выпусков
В подкасте мы рассказываем и обсуждаем именно прикладные инструменты, которые слушатель может сразу после подкаста применить в своем бизнесе и улучшить метрики