Коммерциализация разработок в ВУЗе

Для успешного ведения бизнеса предприниматель должен совмещать операционную и стратегическую деятельность. При этом основное внимание необходимо уделить именно стратегии, ведь от этого зависит будущее компании. А что же делать с нескончаемой "текучкой"? Как перестать заниматься операционкой и делегировать задачи управленца?

Об этом и не только поговорили с Вячеславом Холодченко - предпринимателем, действующим консультантом.
Посмотреть подкаст целиком можно на моем Youtube-канале
Привет, Слава! Расскажи пожалуйста немного про себя. Как ты пришел в бизнес?

Вся моя жизнь связана с предпринимательскими проектами и поиском ниши для развития. Во ФРИИ со своим стартап я пришел не совсем обычным способом. У меня уже были разные проекты, я даже занимался консалтинговой работой. Я был бизнес-консультантом и строил отделы продаж для разных компаний. Потом начал консультировать разработчиков, которые только закончили университеты. В 2016-2017 гг. открыл бизнес-инкубатор. За время его работы мы изучили примерно 300 проектов, 2 из них нашли свое развитие в воронке. Один из них - аграрный проект, сначала я просто инвестировал в него, но со временем мой интерес возрос, я оставил консалтинг и ушел в этот стартап. Спустя полгода с этим проектом мы пришли во ФРИИ.

Расскажи пожалуйста подробнее про аграрный стартап, что он из себя представляет?

Это система поддержки принятия решений в растениеводстве для оптимизации минерального питания. Мы, используя цифровую модель, подсказывали аграриям, когда и какие удобрения нужно использовать, чтобы поднять урожайность. Благодаря участию во ФРИИ мы буквально за несколько месяцев начали сотрудничать с крупными холдингами и запустили с ними пилотные проекты.

Расскажи, пожалуйста, про работу во ФРИИ и опыт сотрудничества с трекерами?

Работа во ФРИИ стала очень большим вызовом для меня. Это, наверно, во многом, было связано с тем, что я пришел на этот проект не только как стартапер, у меня уже был опыт предпринимательства и консультирования. Я попал в другую сторону, где не я кого-то обучаю, а специалисты и эксперты крупных компаний наставляют меня. Это был очень классный опыт, я старался впитывать всю информацию, которую давали наставники.
Слушайте и смотрите полный выпуск
Что для тебя было самым сложным или необычным при работе с акселератором?

Для меня было интересно то, что никто не давал только теоретические знания, мы получали практику, делали кейсы. Формат работы в акселераторе построен таким образом, что ты сначала выполняешь какие-то действия самостоятельно, а потом наставники подсвечивают проблемные зоны, дают обратную связь на практике.

Слушая тебя, я понимаю, что ты был во многих ролях: стартапер, консультант, инвестор. А кем ты позиционируешь себя на данный момент?

Я позиционирую себя исследователем жизни: я исследую разные сферы: был преподавателем (читал курс маркетинга), сейчас пробую изобретать (получил патент на изобретение), играю в музыкальной группе. Конечно, основные направления - это предпринимательство, консалтинг и развитие корпоративных проектов. Как бизнес-консультант я помогаю предпринимателям налаживать бизнес-процессы, выходить из операционки и переходить на стратегический менеджмент.

Как ты успеваешь совмещать все эти направления? Подскажи, как эффективно управлять своим временем?

Все зависит от того, на что ты направляешь фокус своей работы. В первую очередь, двигается то направление, на котором ты фокусируешься. Для достижения необходимых результатов по всем интересующим направлениям, необходимо направить свое внимание на каждое из них. При этом результат будет только тогда, когда фокус направлен не хаотично, то есть им управляют не какие-то внешние раздражители, а ты сам проводишь осознанные действия по задаче, которая важна именно сейчас.

Если говорить про меня, в каждом направлении есть какие-то дела, которым я уделяю время в течение недели. Например, в субботу у меня в такое-то время встреча с коллегой продолжительностью 2 часа, потом репетиция или занятие спортом.

Как предпринимателю начать правильно управлять своим временем?

В первую очередь, надо поставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели. Это позволит найти мотивацию, чтобы выйти из бесконечной "текучки".

Причины, почему руководитель не может выйти из операционки:

  • все бизнес-процессы взаимосвязаны с фаундером. Без него все "рухнет";

  • наличие страха, что команда без него не справится;

  • отсутствие делегирования полномочий;

  • нет хорошего HR-менеджмента;

  • отсутствие метрик, позволяющих контролировать работу персонала.

А что может вдохновить предпринимателя, чтобы выйти из "операционки"?

Главные вдохновляющие факторы - это семья, творчество, дети, спорт. Еще один важный источник вдохновения - стратегия, происходит, когда управленец хочет выйти из операционки, чтобы начать вести другой бизнес и уйти на другой рынок, работать с другими клиентами.

Как ты выстраиваешь свой подход в работе, чтобы сподвигнуть клиента начать проводить изменения?

Идеальный вариант - когда клиент сам принимает решение о необходимости изменений. Часто для этого нужно привести клиента к этому шагу. В этом случае вряд ли будет полезен рассказ про важность перемен, скорее всего нужно приводить кейсы по работе с другими клиентами и как у них прошли изменения. При этом, на основе этих кейсов руководитель может принять другое решение, нежели от него ожидает консультант. Причиной этого могут стать опыт этого руководителя, отношения с учредителями или партнерами, новая информация по рынку. Нужно помнить, что ключевой навык руководителя - способность принимать решения в условиях неопределенности. А трекер или внешний консультант может лишь помочь ему в этом.

Как бы ты посоветовал улучшать экзекьюшен, чтобы довести принятые решения до результата?

В первую очередь, нужно определить, что такое решение. Часто на практике получается так, вроде приняли определенное решение, начали его формализовывать в виде задачи и оказалось, что не получается прописать конкретные действия для доведения решения до результата.

Чтобы улучшить экзекьюшен необходимо:

  • оцифровать цель. Любое стратегическое решение должно иметь конечные цифры в виде выручки, себестоимости, капитализации или других важных метрик;

  • вовлечь людей в разработку решения (актуально для небольших компаний - до 20 человек);

  • разбить решение на конкретные задачи;

  • назначить ответственных для каждой задачи, разъяснить им суть их действий.

Как у человека, который совмещает многие ипостаси, хочу спросить, а как ты работаешь с выгоранием себя или своих клиентов?

Часто выгорание воспринимается как негативный момент в работе. Я бы хотел поделиться альтернативным подходом: выгорание - это отдых для организма, который устал делать одно и то же без результата. Оно может возникать, когда ты делаешь какое-то действие, при этом явного результата нет. В этом случае подсознание не получает необходимой доли эндорфина и принимает решение отдохнуть, расслабиться.

Как же избежать выгорания? Я бы посоветовал следующее:

  • прислушиваться к себе и работать с коучем или другим специалистом. Это позволит понять, что и зачем ты делаешь, когда ты хочешь получить результаты;

  • давать мозгу отдых от фокусировки только на одной цели, периодически отвлекаться на другие интересные задачи, спорт или творчество.
Еще больше выпусков
В подкасте мы рассказываем и обсуждаем именно прикладные инструменты, которые слушатель может сразу после подкаста применить в своем бизнесе и улучшить метрики