Что должно произойти, чтобы предприниматель начал делегировать свои задачи?
Тут нет однозначного ответа, мне кажется, человек сам должен быть готов к этому. У него должно что-то щелкнуть в голове. Также, важно понимать, что без делегирования часто происходит так, что бизнес доходит до определенной точки и уже дальше не растет. У меня у самого был такой опыт: у меня была IT-компания, где я все делал сам: вел бухгалтерию, был программистом, менеджером, руководителем. Первые 4 месяца бизнес развивался, а потом случился застой на целых 6 месяцев. Все начало расти только тогда, когда появился второй разработчик и поддержка. У меня, наконец, появилось время подумать, что мы делаем. После этого мы вышли на новые сегменты и нашли клиентов с высоким чеком.
Ты рассказал про инструменты, которые можно использовать для перехода к серийному предпринимательству, на уровне самосознания, поделись, пожалуйста, что еще можно сделать предпринимателю ,чтобы освободить себя?
На мой взгляд, предпринимателю нужно поучиться организационному дизайну. Также можно почитать книги про организации, сходить на тренинги, пообщаться с другими предпринимателями.
Серийный предприниматель должен уметь:
- сформулировать и поделиться целью. Нужно возвращать людей к главной цели;
- транслировать лидерство и идеологию. Нужно объяснить, зачем мы идем к цели;
- декомпозировать цель на задачи. В этом могут помочь консультанты, менторы, трекеры;
- находить людей и давать им мотивацию. На мой взгляд, самый первый человек, которого нужно нанять - это грамотный HR.
Часто ко мне приходят клиенты с запросом "Хотим автоматизировать все процессы". Для того, чтобы это сделать, нужно подготовить "почву": сформулировать цель, найти идеологию, декомпозировать цель на задачи и только потом начать применять инструменты автоматизации.
Какие бы еще советы ты дал предпринимателям, которые хотят вести несколько бизнесов?
Предпринимателю нужно уметь создавать структуру умений. Можно почитать книги о том, как люди управляют холдингами или как работает стартап-студия. На самом деле, в открытых источниках можно найти множество методологий о том, как люди совмещают несколько бизнесов. Чтение такой литературы позволяет структурировать то, что ты хотел бы построить.
А что бы посоветовал консультантам, трекерам, которые хотя открыть новые бизнесы, но не знают на чем остановить свой фокус?
Тут достаточно сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от контекста, в котором находится человек. Если говорить про контекст консалтинга, то внешний консультант часто выступает как сторонний наблюдатель, который видит проблемы в бизнесе, находит решения и может мотивировать клиентов. При этом он не несет ответственность за бизнес. Когда консультант хочет открыть свой бизнес, ему уже нужно будет взять эту ответственность на себя, а у него нет на это энергии. На мой взгляд, консультанту нужно уметь делать в своем бизнесе то же самое, что он рекомендует своим клиентам - предпринимателям, тогда будет успех.
Для открытия бизнеса нужно созреть. Прежде чем, открыть любой бизнес, неважно консалтинговый или ремесленный, нужно решиться внутри себя на переход к делегированию, партнерству и созданию структур. Иногда полезно выключить голову и начать делать.
Я у тебя в канале видел такой инструмент "Теория функциональных систем Анохина", расскажи, пожалуйста, про него подробнее?
Суть данной теории в том, чтобы звонок для собаки имел смысл, должно сложиться несколько параметров: собака должна понимать, что звонок связан с едой, она должна быть голодной, должна понимать, где находится еда. Просто стимул не сработает. Если же есть стимул и сходятся все параметры, то тогда звонок - это своеобразный сигнал о том, что можно. Если применять данную теорию к бизнесу, то можно сказать, чтобы двигаться вперед и начать делегировать, у предпринимателей тоже должны быть стимул и определенные параметры (готовность, желание, возможности). В этом случае, появляется вот этот звоночек "можно", которое позволяет начать что-то делать.
Как ты планируешь неделю, чтобы успевать заниматься всеми бизнесами?
У меня есть Google календарь и доска, где я планирую задачи по стартапам и распределяю их. Я заполняю в Miro цели на ближайшие 5 лет в виде картинок. У меня есть стратегия, через какое состояние я должен дойти до этих целей. Я продумываю, что мне нужно сделать сейчас, чтобы достичь этих целей. Я заглядываю в Miro, наверное, раз в месяц или когда хочу подумать. Дальше декомпозирую цели на задачи на неделю или месяц. Конечно, часто бывает такое, что задачи не выполняются. К сожалению, люди не супермены. Я считаю, что не нужно загонять себя в жесткие рамки и ругать себя за несделанные задачи.
Выделяешь ли определенное время на каждый проект или действуешь по желанию?
У меня было такое правило, что я выделял день на каждый проект. В последнее время я все чаще от него отхожу и действую по ощущениям. Например, недавно я хотел выделить день на написание программы для вебинара по выходу из операционки, но, когда сел за работу, понял, что мои мысли связаны с постами для Telegram-канала. В итоге я написал 5 постов и выполнил весь контент-план на 2 недели. У меня присутствует элемент хаотичности, но часто это связано с творческой составляющей моей работы.
Расскажи, пожалуйста, про свой менторинг, чем, на твой взгляд, он отличается от трекинга?
Ко мне на работу приходят предприниматели с действующим бизнесом (выручка 30-40 млн. в год). Частый запрос- не идут продажи, люди не работают, хаос и усталость, не понимают, куда идти дальше. Сначала я стараюсь понять, что человек хочет от жизни. Мы может 1-2 дня поговорить, нарисовать Miro или майн-карты и описать его цели. Еще один инструмент, который может помочь - 100 желаний. Часто человек уже после 30 желаний не знает, что еще написать. Я стараюсь его мотивировать писать дальше, потому что, на мой взгляд, именно следующие 40 желаний помогают понять, кто ты есть. Уже с этим ощущением можно переходить к следующему этапу - стратегии бизнеса.
На творческой энергии возникают гораздо более интересные идеи для бизнеса. Нужно помнить, что бизнес - это всего лишь инструмент для достижения целей. После составления стратегии, мы идем считать цифры и занимаемся проектированием (строим разные финансовые модели).
Следующий шаг - это планирование. Мы думаем, кого нам нанять, как делегировать задачи. До этого этапа, на мой взгляд, идет менторство (я даю экспертизу, рассказываю примеры бизнес-моделей). А дальше уже идет трекинг, который занимает несколько месяцев. Здесь нужен немного другой подход, когда мы отходим от проектирования и применяем точечные решения для каждой проблемы. Функция трекинга - помочь преодолеть ограничения и объяснять ценность изменений.