Терапевтические группы для предпринимателей

Психотерапия является одним из эффективных способов справиться с эмоциями. При проработке реакций можно использовать как личную терапию со специалистом, так и групповую работу. Чем отличается работа “один на один” от работы с группой? Что может дать групповая терапия предпринимателям и трекерам?

Об этом и не только недавно говорили с Ольгой Тарасовой - кандидатом экономических наук, психотерапевтом и моей любимой супругой. Ольга активно работает с предпринимателями и компаниями, ее опыт может быть полезен многим трекерам и предпринимателям.
Посмотреть подкаст целиком можно на моем Youtube-канале
Оля, привет. Расскажи пожалуйста немного про себя и свой профессиональный опыт.

Я работала в инвестиционной сфере с 2008 года. С 2015 года консультирую как психотерапевт. Ко мне в терапию часто приходят люди из бизнес-сферы и я вижу, какие сложности и ограничения мешают человеку развиваться как в личностном плане, так и в своем деле. Сегодня я хочу поделиться своим видением, для чего нужна групповая терапия в бизнесе.

Расскажи подробнее про групповую терапию. Какими правилами стоит руководствоваться при проведении групповых встреч?

Группа - это маленькая семья. У любой группы есть свои цели и намерения. И хорошо бы, чтобы каждый участник понимал свое место, свои цели и зачем собирается группа.

Есть несколько стадий развития группы. Сначала люди собираются, потом они, конечно, притираются к друг другу. И потом, уже после этой стадии, если она хорошо пройдена, люди не разбежались и не обиделись друг на друга, начинается поддержка друг друга и помощь всей системы для того, чтобы достигнуть цели.

И вот хорошо, если люди понимают, для чего они собрались, и сразу начинается работа. Но очень часто так не бывает, и поэтому я бы рекомендовала консультантам не бояться прояснять в самом начале, для чего мы собрались, кто здесь за что отвечает, или, возможно, предложить это обсудить, для того, чтобы правила были ясны. Потому что группа без правил — это как лебедь, рак и щука, каждый может тянуть в свою сторону и усиленно пытаться всем помочь, не понимая, что направление задано другое. Поэтому я рекомендую консультантам еще в начале встречи устанавливать правила и границы.
Слушайте и смотрите полный выпуск
А какие еще моменты из психотерапии могут взять на вооружение трекеры и руководители, чтобы сделать свою групповую работу с командой эффективнее?

Тут все зависит от того, для каких целей была создана группа и для чего был приглашен консультант. У разных групп могут быть самые разные цели: образовательные, деловые, личные или рабочие.

Еще один важный момент - у каждого человека, приходящего в группу, есть образ того, как устроена группа. И групповая терапия очень много берет именно из этого образа. Она позволяет человеку со своей картиной мира прийти в группу и поменять свои взгляды. Он, как участник, может вести себя по-разному, может узнать себя с другой стороны. При личной терапии консультант не всегда может сказать участнику все напрямую. А при групповой работе участники равны между собой и дают честную обратную связь друг другу. Это позволяет человеку осознать свою траекторию движения и раскрыть свой потенциал, который был зажат в силу того, что было непонятно, зачем он вообще нужен.

Я бы рекомендовала трекерам самим участвовать в группах и видеть, как это устроено, для того, чтобы потом самим, когда они являются организаторами или руководителями какой-то группы, увидеть, как участники начинают какую-то динамику, или происходят какие-то соперничества или борьба, или наоборот, формируются коалиции.

А можешь назвать какие-то инструменты, которые могут вернуть работу с группой к результативному формату?

Тут может быть эффективным простое наблюдение за своим стилем, например, за поведением в группе (сторонний наблюдатель, лидер, любитель поболтать). Это позволит консультанту лучше узнать свои возможности при работе с новой командой и осознать, что конкретно он вносит в группу. Нужно помнить, что часто эмоциональные моменты сильно влияют на бизнесовые.

Как еще можно узнать про свой стиль и эмоциональную составляющую?
Один из способов лучше изучить эмоциональные задачи человека - это практика и чтение. Я тут могу порекомендовать книгу “Лидер на кушетке”. В этой книге рассказывается про лидерство, стили, умение решать задачи и ограничения.

А какое определение ты бы дала терапевтической группе?

Терапевтическая группа — это регулярные встречи людей, которые собираются с определенной целью (личной и групповой) и обсуждают это.
Есть разные виды групп. Есть обучающие, есть информативные, есть поддерживающие, есть глубокие психоаналитичные, где смотрят вообще глубины глубин и интерпретируют это. Как правило, как происходит? Каждый участник приходит и что-то вносит в группу по типу: “Вот меня беспокоит это, или я хотел бы это, любопытно это?” То есть выражают какой-то свой запрос. И, исходя из этих запросов, потом начинается обсуждение, оно продолжается на регулярных встречах. Участники дают друг другу обратную связь и помогают друг другу преодолеть вот эти ограничения и реализовать запросы.

Приведи, пожалуйста, примеры запросов. Например, является ли запросом фраза “как мне нанять смм-менеджера”?

Если говорить в плане психотерапии, то это не вопрос. Я бы задала уточняющие вопросы, например, а какие есть эмоциональные сложности при найме СММ- менеджера. Моя задача, как психотерапевта, не сделать что-то за человека, а помочь ему понять свою силу, чтобы справиться с этой задачей. Я работаю с эмоциональной сложностью.

В какой момент трекер может порекомендовать руководителю или предпринимателю работу с психотерапевтом?

Если говорить коротко, у всех людей есть мысли, чувства и поведение. Если чувства, эмоциональные реакции начинают влиять на поведение, это уже повод прийти и разобраться с этим. То есть, если моя эмоциональная реакция заставляет меня опоздать на встречу, потому что я собираюсь, или прихожу в себя, или не хочу видеть своих подчиненных, потому что они не делают, как я хочу. Это уже скрытая агрессия. На самом деле эмоции всегда копятся до поры до времени, а потом начинают влиять на поведение. И люди отыгрывают. И очень часто даже не понимают, что они начинают отыгрывать. То есть играют в игры и сами ходят, заводят себя по кругу.

А как стимулировать человека прийти в группу, если у него наблюдаются признаки эмоционального отторжения (он опаздывает либо не приходит на встречи)?

На самом деле, есть разные способы работы с таким поведением. Я бы посмотрела на это с точки зрения теории в транзактном анализе - лестницы успеха. Там один из шагов - обесценивание, когда человек не понимает, зачем это нужно. Чуть ниже находится шаг прояснения. Важно спуститься на этот шаг и еще раз объяснить человеку, зачем ему нужны эти встречи.

А чем для предпринимателя отличается работа в группе и личная терапия? Когда их лучше использовать?

Самый удачный вариант - использовать эти инструменты вместе одновременно. Групповой процесс - динамичен, чтобы с ним эффективно работать часто нужна личная терапия.

Индивидуальная работа - более ювелирная, то есть психотерапевт может уделить внимание конкретному человеку и направить его на решение эмоциональной задачи. А в групповой терапии такой возможности нет, при этом можно увидеть поведение человека среди других людей.

Вот ты сказала, что групповая встреча достаточно динамична, то есть не всегда можно предугадать течение этой встречи. А как трекеру или консультанту поддержать себя морально, чтобы достойно подготовиться ко встрече и убрать свои переживания?

Тут может помочь ведение дневника эмоций. Важно оценить свои знания и обратить внимание на участников, которые переживают еще больше.
Но есть еще и очень важная часть, как называют ее экзистенциальные терапевты, это расширение внутреннего контейнера. Что это значит? Что я могу уместить очень много переживаний. То есть это меня не выбьет из колеи, а это развивает только личное участие в личной терапии и в групповом процессе. То есть мой контент становится все больше, чем я больше сам участвую, и тогда я имею возможность переварить больше процессов, и это доставляет мне меньше тревоги.

А расскажи, пожалуйста, про возражения, с которыми ты сталкиваешься в своей работе?

Вообще риск идти в группу - это уровень зрелости. Это расширяет картину мира и дает возможность взросления (то есть возможность справляться с жизненными ситуациями со взрослой позиции). Поэтому я бы рекомендовала каждому идти в группу, я фанат этого. При этом я считаю, что не стоит человека насильно тянуть в эти группы. Надо сфокусироваться на тех, кто действительно мог бы взять пользу.

Приведи, пожалуйста, еще примеры пользы ,которую ты видишь у участников во время или после групп?

Я думаю, что часто руководители – это те, кто уже достаточно пожил и в любом случае накопил эмоциональный опыт. Один из побочных эффектов группы — это появление вдохновения, когда вот эта отжившая часть эмоций проживается, отпускается в контакте, потому что эмоции у нас не исчезают. Они появляются в контакте с людьми и исчезают, схлопываются в контакте с людьми, особенно с теми, кто помогает их проживать как-то экологично, а не убегать от них. И вот это эмоциональное пространство, эмоциональная энергия даёт очень много энергии физической, энергии жить, энергии вдохновения, каких-то новых горизонтов.

Это на самом деле очень классно. А расскажи, пожалуйста, про свои группы? В чем их изюминка?

Ближайшая группа, которую я набираю совместно с терапевтом, моим коллегой Павлом Лопатинским - это группа для предпринимателей, то есть мы решили создать пространство для творческих, инициативных людей.

Я считаю, что руководителям важно отдыхать от своих бытовых задач и обрабатывать все, что на него наваливается, поскольку мозг может уставать от эмоциональной реакции на задачи. Участниками группы могут быть как опытные предприниматели, так и люди, которые берут деньги за свои услуги, например, пекут торты на заказ. Наша цель - помочь закрыть эмоциональные потребности, прожить свои эмоции и почувствовать себя более вдохновленным человеком.

А что ты понимаешь под фразой “проживать эмоции”?

Я думаю, самое простое - это рассказать свою историю. Когда мы рассказываем свою историю людям, которые ее слушают, у нас появляются какие-то реакции. Даже я сейчас что-то говорю, а у меня мурашки по коже, потому что я помню эти истории. То есть люди рассказывают, и у них начинают подниматься эмоции, они начинают их проживать.
Могут быть совершенно разные эмоции. Например, злость на потери, которые есть у любого предпринимателя. Мало кто любит об этом говорить, но это позволяет прожить свои эмоции.
Еще больше выпусков
В подкасте мы рассказываем и обсуждаем именно прикладные инструменты, которые слушатель может сразу после подкаста применить в своем бизнесе и улучшить метрики